Сервисное обслуживание пожарной автоматики

Зачем? Постановление правительства РФ от 25 апреля 2012г. «О противопожарном режиме»:

Развернуть
ст. 63 «Руководитель организации обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией»)

 

Что будет если…? Статья 20.4 КоАП РФ. Выбираем штраф по вкусу. Имеем в виду что п.п. 3-5 утратили силу. (Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.) Эти пункты как раз и касались нашей автоматики, теперь это нарушение «размазано» по всей статье.

Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

Развернуть

[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 20] [Статья 20.4]

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

3 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

К кому обратиться? К организации, имеющей Лицензию МЧС. Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 N1225 (ред.от28.04.2015) «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» Приложение №1:

Развернуть
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения
Наша лицензия МЧС


 

Как проводится? Выбрав обслуживающую организацию необходимо еще и контролировать ее работу, чтобы Ваше сотрудничество не превратилось в ежемесячный сбор дани, а в случае проверки оба понесете наказание. Четкого описания, как проводить регламентные работы нет, это либо какой-то внутренний документ либо вот этот: РД-009-02-96 УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ. Хоть и устаревший, но придерживаясь его, обе стороны обретут долгое и комфортное сотрудничество.

Развернуть (РД-009-02-96)

СИСТЕМА РУКОВОДЯЩИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКЕ

УСТАНОВКИ ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ РЕМОНТ

Разработаны, внесены и подготовлены к утверждению ТОО «Научно внедренческая фирма «НОВИНКА» и ГУ ГПС МВД России.

Утверждены Президентом МА «Системсервис»

Введены в действие приказом МА «Системсервис» от 25 сентября 1996 года №25.

Дата введение в действие: 1 октября 1996 года.

Согласованы с ГУ ГПС МВД России (письмо от 27. 08. 96. Года № 20/2. 2/2010).

Вводятся впервые.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящий руководящий документ устанавливает требования к организациям и порядку проведения работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (далее ТО и ППР) систем, установок и средств (далее – установок) пожарной автоматики* организациями – членами Международной Ассоциации (далее МА) «Системсервис», а также другими специализированными организациями, имеющими лицензию органов управления Государственной противопожарной службы МВД России (далее – ОУ ГПС) на каждый данный вид деятельности.

1.2 ТО и ППР установок пожарной автоматики, в соответствии с РД 009-01-96, должно быть организовано на каждом объекте** (далее – Заказчик) с момента ввода этих установок в эксплуатацию.

1.3 ТО и ППР проводятся с целью поддержания установок пожарной автоматики в работоспособном и исправном состоянии в течении всего срока эксплуатации, а также обеспечения их срабатывания при возникновении пожара.

1.4 Основными задачами ТО и ППР являются,

• контроль технического состояния установок пожарной автоматики;

• проверка соответствия установок пожарной автоматики, в том числе их электрических и иных параметров проекту и требованиям технической документации;

• ликвидация последствий воздействия на установки пожарной автоматики неблагоприятных климатических, производственных и иных условий;

• выявление и устранение причин ложных срабатываний установок пожарной автоматики;

• определение предельного состояния установок пожарной автоматики, при которых их дальнейшая эксплуатация становится невозможной, или нецелесообразной, путем проведения технического освидетельствования;

• анализ и обобщение информации о техническом состоянии обслуживаемых установок пожарной автоматики и их надежности при эксплуатации;

• разработка мероприятий по совершенствованию форм и методов ТО и ППР установок пожарной автоматики.

_____
* Системы, установки и средства пожарной автоматики – автоматические установки пожарной и охранно-пожарной сигнализации, пожаротушения, системы противодымной защиты, оповещения о пожаре и управления эвакуацией, а также составные части установок.

** Объект – предприятие, организация, учреждение независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, оборудованное установками пожарной автоматики.

1.5 ТО и ППР установок пожарной автоматики включает в себя,

• проведение плановых профилактических работ;

• устранение неисправностей и проведение текущего ремонта;

• оказание помощи Заказчику в вопросах правильной эксплуатации.

1.6 ТО и ППР должны выполняться собственными специалистами объекта, прошедшими соответствующую подготовку, или по договору организациями (далее – Исполнитель), имеющими лицензию ОУ ГПС на данный вид деятельности.

1.7 Периодичность ТО и ППР должна быть установлена в период сдачи приемки монтажно-наладочных работ в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на технические средства обслуживаемых установок пожарной автоматики и указана в договоре (при его заключении).

1.8 Техническое обслуживание систем противодымной защиты Исполнитель осуществляет в соответствии с действующими нормами и правилами на данные системы и технические средства.

1.9 Исполнитель периодически (не реже одного раза в квартал) информирует территориальные органы ГПС о техническом состоянии, отказах и срабатывании установок пожарной автоматики.

Периодичность информирования устанавливают по согласованию с управлениями ГПС.

1.10 После истечения срока службы, указанного в документации на техническое средство, входящее в состав установки пожарной автоматики, проводится техническое освидетельствование всей установки на предмет возможности ее дальнейшего использования по назначению.

1.11 Техническое освидетельствование проводится комиссионно с участием представителей Исполнителя, Заказчика, территориального органа управления ГПС и, при необходимости, специалистов других организаций.
Результаты освидетельствования оформляют соответствующим актом.

1.12 В зависимости от состояния установок пожарной автоматики комиссия принимает следующие рекомендации,

• выполнить монтаж новой установки (заменить средство) из-за невозможности существующей для дальнейшей эксплуатации;

• провести ремонт отдельных средств установки пожарной автоматики;

• продлить эксплуатацию установки пожарной автоматики, назначив срок следующего освидетельствования.

 

2. ПОРЯДОК ПРИЕМКИ И ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА НА ТО И ППР

2.1 Принятию на ТО и ППР предшествует первичное обследование установки пожарной автоматики на объекте с целью определения ее состояния.

2.2 Основанием для проведения Исполнителем первичного обследования является письмо – заявка Заказчика.

2.3 После получения письма – заявки Исполнитель обязан:

• согласовать с Заказчиком дату проведения первичного обследования;

• организовать проведение первичного обследования в течении десяти дней с момента получения заявки. О результатах обследования информировать территориальные органы управления ГПС.

2.4 Для участия в комиссии по проведению обследования Заказчик обязан,

• пригласить представителей территориального органа управления ГПС, специализированной организации, проводившей монтаж и наладку установки пожарной автоматики на данном объекте;

• представить комиссии эксплуатационные документы на установку пожарной автоматики, проект (акт обследования), комплект приемосдаточных документов в соответствии с действующими строительными нормами на монтаж;

• оформить допуск Исполнителю и представителям других организаций, участвующим в первичном обследовании, на территорию объекта;

• обеспечить, при необходимости. Исполнителя средствами подъема на высоту и средствами индивидуальной защиты согласно Правилам техники безопасности, действующим на объекте;

• проинструктировать перед началом работы представителей Исполнителя по Правилам техники безопасности и пожарной безопасности, действующим на объекте.

2.5 Исполнитель обязан,

• направить на первичное обследование квалифицированных специалистов, аттестованных по «Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»,

• соблюдать при проведении работ правила пожарной безопасности, техники безопасности и внутреннего трудового распорядка, действующего на территории заказчика.

2.6 Работы по первичному обследованию состоят из,

• проверки наличия эксплутационной, проектной и приемо – сдаточной документации;

• проверки соответствия монтажа установки пожарной автоматики рабочему проекту (акту обследования);

• проверки работоспособности установки в целом.

2.7 По результатам обследования составляется Акт первичного обследования систем пожарной автоматики и Акт на выполненные работы при первичном обследовании (приложение 1, формы 0,1.)

2.8 На установку пожарной автоматики, находящуюся в неработоспособном состоянии, оформляется дефектная ведомость (приложение 1, форма 2.)

2.9 Факт приема Исполнителем установки пожарной автоматики на ТО и ППР оформляется двухсторонним договором с Заказчиком.

2.10 После заключения договора на ТО и ППР Исполнитель заполняет паспорт установки пожарной автоматики (приложение 1, форма 3), оформляет в 2 экземплярах Журнал регистрации работ на ТО и ППР (приложение 1, форма 4), График проведения ТО и ППР (приложение 1, форма 5), Технические параметры работоспособности установки пожарной автоматики (приложение 1, форма 6)

2.11 Перечень технических средств, входящих в установку пожарной автоматики и подлежащих ТО и ППР, приведен в приложении 1, форма 7.

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО ТО и ППР

3.1 Работы по ТО и ППР должны проводиться в сроки, установленные Графиком проведения ТО и ППР (приложение 1, форма 7), согласованным с Заказчиком.

3.2 Для устранения отказа установок пожарной автоматики в межрегламентный период Исполнитель должен прибыть на обслуживаемый объект по вызову Заказчика в сроки, определенные в договоре,
В случае возникновения отказа в работе системы пожарной автоматики по вине Заказчика все расходы, понесенные Исполнителем по восстановлению работоспособности системы, оплачиваются Заказчиком дополнительно по выставляемому счету.

3.3 Исполнитель должен по вызову Заказчика немедленно отбыть на объект для устранения отказа системы пожарной автоматики, могущего повлечь за собой нанесение большого материального ущерба (угроза затопления системой пожаротушения, порча материальных ценностей и т. п.), гибель людей, а также на особо важные и ценные объекты, определяемые на местах органами управления ГПС по согласованию с Администрацией субъектов Федерации. Заказчик до прибытия Исполнителя должен принять меры по приостановке или уменьшению действия факторов, наносящих ущерб.

3.4 Исполнитель, независимо от формы поступившего от Заказчика вызова, должен регистрировать его в Журнале учета вызовов (приложение 1, форма 8).

3.5 Все проведенные работы по ТО и ППР, в том числе по контролю качества, должны фиксироваться в Журнале регистрации работ по ТО и ППР, один экземпляр которого должен храниться у Заказчика, другой у Исполнителя (приложение 1, форма 4).

3.6 Записи в обоих журналах о проведенных работах по ТО и ППР, а также выявленных недостатках в содержании и эксплуатации установок пожарной автоматики должны быть идентичны, оформляться одновременно и заверяться подписями ответственных лиц сторон.

Описание выполненных Исполнителем работ должно соответствовать регламентам.

Записи должны констатировать следующий вывод: «Установка (установки) пожарной автоматики сдана (сданы) Заказчику в исправном и работоспособном состоянии в автоматическом режиме и готова (готовы) к использованию по назначению».

3.7 В Журнале регистрации работ по ТО и ППР должно также фиксироваться проведение инструктажа по технике безопасности с персоналом Исполнителя ответственным лицом Заказчика.

3.8 Страницы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатями Исполнителя и Заказчика.

3.9 В случае отключения Заказчиком части или всей системы пожарной автоматики, связанного с ремонтом защищаемого помещения, наличием дефектов, устранение которых находится вне возможностей Исполнителя, последний временно прекращает работы по ТО и ППР, сделав запись об этом в Журнале регистрации работ по ТО и ППР (приложение 1, форма 4), уведомив территориальный орган управления ГПС.

3.10 Расчеты проводятся на основании выполненных работ, записанных в журнале регистрации работ по ТО и ППР. Порядок расчетов оговаривается в особых условиях по договору.

3.11 Время на переезды от места работы Исполнителя к Заказчику определяется на основании фактических затрат, утвержденных приказом руководителя предприятия Исполнителя.

3.12 В течении срока действия договора Исполнитель и Заказчик наделены следующими правами и обязанностями,

Права Исполнителя:

• прекратить работы по ТО и ППР в случае невыполнения Заказчиком условий договора. О прекращении работ в обязательном порядке должен быть проинформирован территориальный орган управления ГПС.

Обязанности Исполнителя

• проводить ТО и ППР в полном объеме, предусмотренном регламентами, в установленные сроки;

• проводить ТО и ППР персоналом, квалификация которого соответствует сложности обслуживаемых технических средств, под контролем Заказчика;

• соблюдать внутри объектовый режим, правила техники безопасности, пожарной безопасности, действующие у заказчика;

• информировать территориальные органы ГПС об отказах и срабатывании систем пожарной автоматики.
Права Заказчика,

• контролировать фактический объем и качество работ по ТО и ППР, выполняемых Исполнителем;

• задерживать оплату при несвоевременном и некачественном выполнении работ при ТО и ППР Исполнителем;

• предъявлять претензии в период гарантийного срока эксплуатации,

а) заводам – изготовителям технических средств – при поставке некачественных, не имеющих сертификата соответствия, некомплектных или не соответствующих стандартам и технической документации приборов и оборудования;

б) монтажным организациям – при обнаружении некачественного монтажа.

Обязанности Заказчика:

• осуществлять эксплуатацию систем пожарной автоматики в соответствии с Правилами пожарной безопасности ППБ 10 – 93 и РД 009 – 01 – 96 «Системы пожарной автоматики. Правила технического содержания»;

• осуществлять приемку работ (при условии полного выполнения в соответствии с регламентами) после выполнения Исполнителем ТО и ППР, подтверждая это записью в Журнале регистрации работ;

• оформлять допуск Исполнителю на территорию объекта;

• обеспечивать, при необходимости. Исполнителя подъемнотранспортными средствами для работы на высоте;

• инструктировать Исполнителя по правилам техники безопасности, пожарной безопасности, действующим на объекте, а также обеспечить его средствами индивидуальной защиты;

• создавать Исполнителю необходимые условия для хранения ЗИПа, инструмента, приспособлений и обеспечивать их сохранность;

• представлять Исполнителю необходимую документацию по установке пожарной автоматики, эксплуатирующейся на объекте

3.13 Другие права и обязанности – взаимообязательства, не оговоренные в настоящем РД, должны быть оформлены в виде дополнительного соглашения к договору, являющемуся неотъемлемой его частью,
При невыполнении любой из сторон своих обязательств, влияющих на качество и сроки ТО и ППР, ответственность несет виновная сторона в соответствии с действующим законодательством.

3.14 Прием систем пожарной автоматики на ТО и ППР должен осуществляться в период сдачи – приемки монтажно-наладочных работ с оформлением соответствующего договора между Заказчиком и Исполнителем

График проведения ТО

Развернуть
Перечень работ Периодичность обслуживания службой эксплуатации объекта Периодичность обслуживания специализированными организациями по договору (1 вариант) Периодичность обслуживания специализированными организациями по договору (2 вариант)
Внешний осмотр составных частей системы (приемно-контрольного прибора, извещателей, оповещателей, шлейфа сигнализации) на отсутствие механических повреждений, коррозии, грязи, прочности креплений и т.д. ежедневно ежемесячно ежеквартально
Контроль рабочего положения выключателей и переключателей, исправности световой индикации, наличие пломб на приемно-контрольном приборе то же то же то же
Контроль основного и резервного источников питания и проверка автоматического переключения питания с рабочего ввода на резервный еженедельно то же то же
Проверка работоспособности составных частей системы (приемно-контрольного прибора, извещателей, оповещателей, измерение параметров шлейфа сигнализации и т.д.) то же то же то же
Профилактические работы то же то же то же
Проверка работоспособности системы то же то же то же
Метрологическая проверка КИП ежегодно ежегодно ежегодно
Измерение сопротивления защитного и рабочего заземления ежегодно ежегодно

Вариант №1 применяется при непрерывном нахождении на объекте людей.

Вариант №2 применяется для объектов с кратковременными визитами людей. Ну, а из практики, второй вариант вызывает недоумение инспектора, так что лучше работать по первому.

Пригласите нашего специалиста.
Для Вас это бесплатно, а мы будем очень рады знакомству.